Нелегальная занятость (или «теневая», «серая» занятость) — это вид занятости, когда факт установления трудовых отношений между работником и работодателем скрывается от официальных властей.

В связи с этим у граждан возникают следующие риски:

— неоплаченные больничные и отпуска;

— отсутствие доплаты за работу в ночное время, за сверхурочную работу, в праздничные дни;

— отсутствие расчета при увольнении;

— отсутствие гарантии сохранения рабочего места на случай болезни, декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком;

— отказ в получении банковского кредита, ипотеки, визы;

— отказ в расследовании несчастного случая на производстве;

— отсутствие права на страховую пенсию при достижении пенсионного возраста и др.

Какие последствия ждут работодателя при выявлении теневой занятости

Перечень признаков нелегальной занятости, по которым будут выявлять и привлекать к ответственности недобросовестных работодателей (с 1 марта 2024 года ФНС передает эти данные в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости):

— выплата заработной платы в размере ниже МРОТ более 10 работникам, если доля таких работников составляет не менее 10% от общего числа сотрудников;

— наличие более 10 заключенных договоров с самозанятыми физлицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», среднемесячный доход которых превышает 20 000 рублей и средняя продолжительность работы которых в компании составляет более 3 месяцев за год;

— отклонение среднемесячной заработной платы, выплачиваемой работникам, от среднеотраслевой заработной платы по региону более чем на 35%.

Если будут выявлены факты теневой занятости, то работодателя могут привлечь:

— к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.27);

— к налоговой ответственности;

— к уголовной ответственности (ст. 199.1 УК РФ).

С 1 января 2025 на сайте Роструда ведется реестр работодателей, у которых были зафиксированы случаи нелегальной занятости.

Данные в реестре будут находиться в течение 1 года с момента вступления в силу постановления, потом будут автоматически исключены. Основанием для досрочного исключения из реестра может стать отмена постановления об административном правонарушении.

Создание реестра позволит соискателям заранее оценить добросовестность компании при трудоустройстве и направлено на обеление рынка труда.

Источник: правовая инспекция труда ФПРО