Корреспонденты Центральной профсоюзной газеты «Солидарность» в рамках проекта «Россия производственная» побывали на таганрогском заводе «Прибой».

О том, как работает уникальное российское предприятие по производству гидроакустического оборудования читайте в материале «Солидарности».

Как работает уникальное российское предприятие по производству гидроакустического оборудования

Позволить себе разработку и производство высокотехнологичного оборудования для подводных лодок, надводных кораблей и других современных судов могут единицы стран в мире. Россия как раз одна из таких. Несмотря на суровые испытания 90-х годов, местами серьезно подкосившие передовые отечественные приборостроительные предприятия, компетенции в этой области на Таганрогском заводе «Прибой» удалось не только сохранить, но и постепенно развивать, добиваясь импортозамещения и привлекая молодые кадры. «Россия производственная» побывала на этом предприятии и готова рассказать о процессах создания уникальных гидроакустических станций.

От инструментов к элементам

Посещение любого современного предприятия – настоящее удовольствие для ценителей живых экскурсий и высоких технологий. В подразделениях судостроительного завода «Прибой» (Таганрог, Ростовская область) жизнь по-настоящему кипит. На предприятии трудятся порядка полутора тысяч специалистов – численность достаточно высокая для производства, работающего над весьма специфическим оборудованием – высокотехнологичными системами для судостроительной отрасли. Если заглянуть внутрь подводных лодок и надводных кораблей Военно-морского флота России, ознакомиться с «органами», благодаря которым суда «видят», «слышат» и действуют, — с максимальной долей вероятности вы найдете продукцию завода «Прибой».

Инструментальный цех и механическое производство – подразделения, с которыми удается подробно ознакомиться в первую очередь, гуляя по заводу. Они оснащены отечественным и импортным оборудованием, на котором изготавливаются уникальные детали для будущих приборов, которые впоследствии станут гидроакустической станцией.

Бросаются в глаза мощные, красивые специализированные станки с числовым программным управлением, на которых под контролем специалистов обрабатываются загадочные для стороннего взгляда детали. Занятно и другое. Наравне с абсолютно современным оборудованием, в отдельных «закутках» можно встретить и более пожилых их «коллег», советского еще производства. Как поясняют рабочие, обусловлено это уникальностью этого оборудования, которое и сегодня активно используется в технологической цепочке изготовления ряда деталей. Современная умная техника, конечно, сможет повторить то, как мастер изготавливает деталь на таком станке, но это потребует дополнительных затрат на переоснащение и переобучение специалистов. Потому что важна здесь не только точность, но и колоссальный опыт, то, что на заводах принято называть наработанностью. Впрочем, такие детали и этапы их производства – единичны. В то время как абсолютное большинство техники на «Прибое» действительно современное.

Лишь шесть стран в мире обладают компетенциями и производственными возможностями для строительства собственных атомных подводных лодок. Россия, Китай, США, Великобритания, Франция, Индия. Флотилией более чем в 12 подводных лодок любого типа обладает порядка десяти государств мира.

– Производственный процесс начинается с механического производства, это основа завода, – уверен Владимир Мышко, ведущий инженер механического производства. – Именно мы создаем детали, с которыми потом работают в других подразделениях, на том же сборочном производстве. Мелкие и крупные детали, сварка, обработка на высокотехнологичном оборудовании – всё это наша зона ответственности.

По его словам, за счет постоянного технического перевооружения удается достичь значительного сокращения времени изготовления деталей, а также сроков производства конечных изделий. Например, после замены ряда станков в 2000-х годах сроки производства определенных компонентов для флота удалось сократить с примерно двух до полутора лет. На тот момент это был значительный шаг вперед. Впрочем, за минувшие годы таких шагов удалось сделать еще немало.

– За счет закупки современного оборудования, перевооружения мы практически полностью избавились от ручного, неквалифицированного труда на производстве. Технологическое перевооружение предприятия действительно помогает двигаться вперед, – заверяет Владимир Мышко.

Наряду с проверенными и многоопытными кадрами работает на производстве и большое количество молодых ребят. Впрочем, зачастую тоже уже довольно опытных. Фрезеровщику 5-го разряда Антону Григорьеву 34 года, на «Прибое» он с 18 лет:

– Отец работал на заводе, я решил – по его стопам. Можно сказать, создали трудовую династию, – улыбается Антон. – Я горжусь конечным результатом своей работы. Когда сделана сложная конечная деталь, когда она прошла все этапы проверки и приемки, когда ясно, что она полностью соответствует чертежу и можно даже сказать, совершенная – это очень приятное чувство. А еще интересно сознавать, что произведенное твоими руками опускается на сотни метров под воду и помогает обнаружить подводные цели.

А еще Антон Григорьев, в качестве общественной нагрузки, руководит цеховым профсоюзным комитетом своего участка. Говорит – с проблемами люди приходят самыми разными. Организация детского отдыха, получение различной материальной помощи, компенсация за найм жилья и так далее. Кстати, из 1,5 тыс. работников предприятия 90% состоят в профсоюзной организации. И не удивительно: коллективный договор (документ, заключаемый между профсоюзным комитетом и руководством предприятия) на «Прибое» лучший в городе. В нем содержится множество дополнительных льгот и гарантий, подробнее о которых расскажем чуть позже. с

В отличие от Антона, кладовщик 3-го разряда Карина Кузьменко только приступила к работе на заводе. Трудится буквально два месяца, параллельно получая высшее образование по менеджменту.

– Пришла сюда работать исключительно по рекомендации – отзывы были хорошие. Моя подруга порекомендовала, которая тоже здесь работает. Специализация, на которую учусь, – создание малого бизнеса – несколько отличается от того, чем занимаюсь здесь. Но попробовать себя в рабочей специальности, посмотреть на жизнь завода реально интересно. Пока нравится абсолютно всё. Коллектив отличный, прекрасные люди и прекрасная работа. Тяжело? Пожалуй, нет. Во всем помогают. Конечно, кладовщиком оставаться не хочется. Хочу идти выше.

За последние 15 лет в техническое перевооружение «Прибоя» было вложено порядка 1,5 млрд рублей.
Почти треть из них — из заводского бюджета.

Самая же большая концентрация молодых специалистов на наиболее новом производстве «Прибоя» – пьезокеромическом. Производство этом молодо не только трудовым коллективом, но и само по себе – открыто буквально несколько лет назад.

– Наше подразделение – новое, к серийному производству мы перешли только в 2021 году. В абсолютном большинстве коллектив производства – молодые люди до 30 лет. Готовых выпускников вузов по производству пьезокерамики нет. Так что сами обучаем людей и они у нас трудятся. Мы снабжаем предприятие пьезокерамическими элементами, необходимыми для изготовления гидроакустических антенн для кораблей и подлодок, — рассказывает Вячеслав Мышка, заместитель начальника производства пьезокерамики. – Вообще пьезокерамика в современном мире используется практически везде. От зажигалок и до космических кораблей, от машин до приборов, изучающих недра земли.

Немаловажной особенностью пьезокерамического производства на «Прибое» является тот факт, что это законченный полный цикл – от сырья до готового изделия.

– Получаем материал, делаем определенную смесь химических компонентов, в зависимости от того или иного заказа, затем методом прессования производим пьезокерамические элементы и обжигаем их в специальных печах. А после доводим на станках геометрию до совершенства. Естественно, проверяем и качество получившихся элементов на соответствие ГОСТам, — разъясняет Вячеслав.

Что сейчас особенно важно, более 80% оборудования в цехе – российского производства. Оставшиеся же иностранные приборы тоже постепенно заменяют отечественными.

– В сложившихся условиях переходим на импортозамещение. На участке термообработки как раз сейчас заменяем термопечи на отечественные, производства Санкт-Петербурга. Дальше готовимся расширяться тоже через закупки российских приборов.

Ручная сборка

По логике – можно догадаться, насколько важную роль в судостроении играют различные резинотехнические изделия. Они не только обеспечивают герметичность отдельных приборов, безопасность и надежность судов, но также повышают эффективность и срок службы кораблей. Одним из самых популярных резинотехнических изделий для гидроакустических станций, и в первую очередь для антенн, являются разного рода уплотнения. Но на самом деле, вариаций применения таких элементов в изделиях великое множество. На «Прибое» производством этих деталей занимается отдельное подразделение. Наблюдать за тем, как вытягиваются и обрабатываются резиновые элементы, довольно занятно.

Казалось бы, на производстве, работающем с резиновой смесью и высокими температурами, должен присутствовать и соответствующий запах. Однако воздух здесь вполне чистый, по крайней мере если заглянуть сюда на час, уловить какой-либо специфический аромат вряд ли удастся. Так, правда, было не всегда. По словам Светланы Халидовой, инженера по подготовке производства, председателя цеховой профсоюзной организации, чистый воздух – следствие модернизации предприятия, обновления оборудования, воздуховодов и в целом улучшения условий труда. В этом цехе она работает уже 47 лет, можно сказать, две трети жизни. Так что точно знает, о чем говорит.

– Мне доставляет настоящее удовольствие смотреть, как предприятие развивается и растет в технологическом плане! – говорит Халидова. – Посмотрите на эти современные прессы. До того как они появились, были огромные, многотонные монстры, которые долго разогревались, работали громко и далеко не так эффективно, как хотелось бы. Завод – это живой организм, он изменяется. А вот что остается неизменным – это качество людей. Коллектив очень приятный, это настоящая вторая семья. И наши люди обеспечивают прекрасную атмосферу. Иначе я бы здесь не задержалась без малого на полвека. А благодаря профсоюзной организации люди чувствуют дополнительно не только моральную, но и вполне себе материальную поддержку. Финансовая помощь к радостным событиям, таким как рождение ребенка или вступление в брак, и по печальным поводам – уход из жизни родственника, а также оплата львиной доли путевок в санаторий – это, пожалуй, наиболее частые поводы обращения ко мне как председателю цехкома.

С ней согласен Евгений Стрельников, начальник участка резинотехнических изделий и пластмассы.

— Мы занимаемся изготовлением и вулканизацией резины для различных гидроакустических приборов. Также в нашей сфере ответственности – изготовление отдельных деталей из специфических материалов. Резина помогает уберечь приборы от загрязнения, запыления и воды. Так что – отвечаем за чистоту приборов, можно сказать. Мы гордимся нашим коллективом, нашим заводом в целом.

Главная задача проекта «Россия производственная»– рассказать о лучших в стране предприятиях понятным языком, показать жизнь и красоту производств изнутри, а также представить инновационные производства и предприятия, занимающиеся эффективным импортозамещением в различных отраслях промышленности. Следите за материалами раздела, изучайте опыт лучших промышленных предприятий страны!

Сборочное производство. На этом важном участке изготавливаются модули, блоки и приборы, из которых затем формируются гидроакустические станции. Поднимаемся на второй этаж и попадаем на участок, кажущийся на первый взгляд творческой мастерской, где монтируются печатные платы. Ряды рабочих столов, за которыми женщины в белых халатах собирают, заполняют элементной базой печатные платы, а также формируют из вороха проводов полноценные детали.

Каждый микроскопический элемент, каждый проводочек, каждая деталька должна быть на своем месте. Многие работы производятся под микроскопами. На паяльной ли станции или работая пинцетом, постоянно наблюдая через приборы за своими действиями, девушки из сборочного цеха собирают сложнейшее оборудование. Эта работа требует невероятной кропотливости, аккуратности и сосредоточенности. Говорят, раньше в цехе работало несколько мужчин. Но они просто не выдерживали эти специфические нагрузки, работая на этих этапах куда медленнее и невнимательнее, чем представительницы прекрасного пола. В женских руках, по сути, находится судьба целого гидроакустического комплекса корабля!

– Наше подразделение – одно из крупнейших на заводе, численность у нас 325 человек, – рассказывает замначальника производства Сергей Усаченко. – Монтажники, регулировщики, слесари-сборщики – основной костяк рабочих. Основные задачи – сборка и монтаж различных модулей на печатных платах, блоков и стоек приборов. Все это после изготовления, приемки идет на судостроительные заводы для установки на корабли и подводные лодки Военно-морского флота. Без наших приборов эксплуатация подводных лодок и кораблей фактически невозможна. Одна из самых актуальных задач для нашего подразделения – это импортозамещение. Уже достаточно большое количество приборов, которые мы делаем, собирается из отечественных компонентов. И от месяца к месяцу их количество растет.

Через тернии к импортозамещению

Чтобы оценить, насколько хорошо сейчас идут дела у «Прибоя», следует обратиться к недавней истории, как предприятия, так и страны. С момента своего основания в 1939 году завод крепко стоял на ногах, производя актуальные приборы – гидролокационные станции, оборудование для ВМФ, рыбопоисковую аппаратуру для судов народного хозяйства СССР. Но пришедшие в 90-х перемены отразились на производствах, в основном «заточенных» все же под гособоронзаказ, сказались на заводе самым пагубным образом. Мощнейшее предприятие, лидер отрасли, оказалось на грани выживания.

Остаться на плаву удалось благодаря оперативной работе собственного мощного конструкторского бюро, которое предложило разработки в области гражданской техники. Делали оборудование для переработки сои, колбасные линии, тестомесильные машины, макаронницы. А еще стабилизаторы напряжения делали, массажные щетки, наборы для ванных комнат, светильники, бытовую радио-стереофоническую аппаратуру… В общем, всё, что по тем сложным временам мог «проглотить» развивающийся рынок.

Выпуск этой «несерьезной» для крупного предприятия судостроительной отрасли продукции позволил заводу сохранить костяк трудового коллектива и частично поддержать технологическое оборудование в рабочем состоянии. Однако совсем уберечься от тяжелых времен не удалось. Были и задержки зарплаты по несколько месяцев, и массовый исход работников. Тем не менее благодаря компетенциям, энтузиазму и вере в завод производство сохранилось до середины «нулевых» годов, когда страна постепенно вернулась к осознанию самой себя не как рынка условного ширпотреба, а как законодателя мод в крупных инфраструктурных проектах. В том числе в отношении армии и, как следствие, в военной промышленности. «Прибой» вошел в концерн «Океанприбор», вернувшись к производству современной гидроакустики для нашего флота. В ОКБ предприятия были развернуты работы по созданию современных гидроакустических комплексов и станций для оснащения новых проектов надводных кораблей. Благодаря этим уникальным разработкам завод сохранил право самостоятельно заключать договоры с заказчиками.

Сейчас предприятие работает ритмично, с уверенностью в завтрашнем дне, появляются новые цеха, обновляется оборудование, осваиваются новые технологии. Естественно, развиваются и актуальные на сегодняшний день проекты, связанные с импортозамещением, о чем подробно рассказывает руководитель предприятия Алексей Воскресенский.

– Гидроакустические комплексы – наукоемкое высокотехнологичное изделие, которое применяется как на надводных кораблях, так и на подводных лодках, – рассказывает генеральный директор предприятия. Изготовление одного изделия по технологическому циклу занимает порядка 24 месяцев. Практически 90% кораблей оснащены нашими гидроакустическими комплексами и станциями. С учетом планируемой программы загрузки мы расширяем производство, закупая более современное оборудование, отдавая в первую очередь приоритет отечественным производителям и поставщикам. Идет плановая модернизация, в проведении которой, безусловно, помогает концерн «Океанприбор» и корпорация морского приборостроения, в разрезе программ, которые поддерживает и развивает государство, был проведен ряд работ по импортозамещению. В целом поставщики свои обязательства выполняют, предоставляя необходимое нам оборудование.

Виктор Калиушко, главный конструктор
Таганрогского завода «Прибой»:

— Работа по импортозамещению ведется не столько
в последнее время из-за ограничения ввоза
комплектующих изделий, а в плановом порядке по ранее согласованным решениям с государственным заказчиком. Наш завод эту работу выполняет. И более чем на 70-80% она выполнена, конечный результат импортозамещения в основном зависит от наличия освоенной в серийном отечественном производстве аналогов электронной компонентной базы ранее ограниченно используемой
в нашей аппаратуре.

Розы, картины, спорт

Что приятно удивляет во всех подразделениях «Прибоя» – это организация уютного пространства. Рядом с промышленными станками соседствует большое количество цветов, вьюнов, деревьев в кадках и растений. Коридоры украшены тематическими репродукциями картин художников-маринистов и фотографиями кораблей, на бортах которых установлено изготавливаемое заводом оборудование. Но, пожалуй, наибольшее впечатление производят внутренние дворики, расположенные на входах в цеха. Это, по сути, огромные розарии, где отдельные цветущие кусты значительно превышают человеческий рост. Внутри некоторых производств оборудованы спортивные залы с настольным теннисом, боксерской грушей и самодельным инвентарем для силовых тренировок, произведенным, судя по всему, здесь же.

А еще к услугам заводчан отличная столовая, буквально год назад переделанная из помещения советского образца в стильное и модное кафе. И собственный здравпункт, больше напоминающий поликлинику. Принимает здесь не только медсестра или терапевт, но и врачи узкого профиля. А у первичной профсоюзной организации предприятия есть библиотека – с книжным фондом более 56 тысяч экземпляров. Библиотеку предприятия посещают как работники, так и учащиеся, студенты и пенсионеры. Общее количество читателей более 450 человек.

Кроме того, «Прибой» – одно из тех предприятий, которые сохранили серьезные социальные объекты, не избавившись от полезной и выгодной в первую очередь для работников предприятия собственности под известным предлогом «непрофильных активов». Главный из таких объектов, расположенных в непосредственной близости от предприятия, – спорткомплекс, внушительных даже по московским меркам размеров в 4000 кв. метров.

Чего здесь только нет! Тренажерный зал с современным оборудованием, площадки для занятий игровыми видами спорта и силовыми тренировками, 25-метровый бассейн на 4 дорожки… И даже большой батутный центр. А еще профессиональные тренеры, готовые работать как с заводчанам, так и с их детьми. Для заводчан посещение либо бесплатное, либо по максимально льготными ценам, что закреплено в коллективном договоре предприятия. Причем, когда смотришь на ценник, на язык так и наворачивается слово «символический».

Почему не сделать для своих бесплатным абсолютно всё? Проблема известная: на тренировки и посещения сразу же записывается много людей, которые потом не ходят на занятия. Что становится проблемой и для тренеров, и для тех, кто действительно готов был ходить, но мест уже не осталась. Такая вот дилемма. Впрочем, разориться на спорте работникам завода действительно трудно. Посещение бассейна для них стоит 50 рублей. Для их детей и внуков разработан комплекс скидок как на занятия по плаванию, так и на различные тренировки с профессиональными инструкторами.

Из объектов же от предприятия удаленных «Прибой» владеет частью оздоровительного комплекса «Чайка», находящегося на Черноморском побережье. Как рассказала Екатерина Снисаренко, заместитель генерального директора по кадрам, если полная детская путевка туда стоит почти 60 тыс. рублей за смену, то работник завода – член профсоюза – платит родительский взнос в размере от 4 до 10% от этой цены. В этом сезоне это 6 тыс. рублей за вторую и третью смену. За первую смену цена составляла вообще 2 тыс. рублей.

По словам председателя профсоюзной организации «Прибоя», Александра Чеченева, именно для молодых специалистов и детей предусмотрено достаточно много дополнительных гарантий сверх того, что прописано в Трудовом кодексе. Сотрудники «Прибоя» могут рассчитывать на единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей при рождении ребенка. Выплаты предусмотрены и в других случаях, например, к бракосочетанию. Компенсируется порядка 30% оплаты детского сада. А для части сотрудников есть компенсация за наем жилья – в размере 3 тыс. рублей. В связи с удорожанием аренды в Таганроге за последние месяцы, сумму планируют пересмотреть в следующем году.

Еще из важных нюансов, закрепленных в коллективном договоре, следует назвать ежегодную индексацию заработной платы. Значение этого пункта особенно довелось прочувствовать в последние годы, когда даже официальные цифры серьезно рванули вверх. Что занимательно: размер разрыва между максимальными и минимальными зарплатами прямо зафиксирован в коллективном договоре предприятия. И это непосредственным образом влияет на индексацию заработков!

Пункт 4.1.13. коллективного договора
Таганрогского завода «Прибой»:

«В целях устранения крайней дифференциации заработной платы Работников установить разрыв между 10 % высокооплачиваемых и 10 % низкооплачиваемых Работников предприятия в размере не более 5 раз в среднем за текущий год»

– Из-за того, что в течение многих лет индексировалась зарплата всем категориям работников на единый процент, разрыв между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми работниками стал сильно увеличиваться. Более того, некоторые категории работников стали сильно отставать, и их заработки нужно было индексировать на больший процент, а не на единый. Что бы не допустить нарушения, последние два года индексацию проводим следующим образом: в течении месяца работает комиссия, созданная из представителей работодателя и профсоюза, итогом этой работы является утвержденный «Порядок по индексации зарплат», где определены конкретные условия, сроки и порядок индексации на следующий год. В переговорах, конечно, отталкиваемся от текущей и прогнозируемой инфляции как от некой базовой величины, – приводит подробности Александр Чеченев.

Для ветеранов же производства действует программа «Забота», финансирование которой растет из года в год. Например, в 2019 году было выделено 680 тыс. рублей, в 2020-м – 734 тыс. рублей, в 2021-м – 1 млн рублей, а с 2022-го уже 1 млн 50 тыс. Фонд расходуется на помощь и поддержку тех, кто работал на предприятии долгие годы, а сейчас серьезно заболел или попросту оказался в тяжелой жизненной ситуации.

Стоит отметить: действие нынешнего коллективного договора между профсоюзной организацией и руководством предприятия истекает через несколько месяцев. И в профкоме уже задумались над тем, как улучшить документ в интересах работников.

– В новом коллективном договоре хотелось бы видеть увеличение финансирования по всем уже имеющимся пунктам, частичную компенсацию питания для работников в заводской столовой, существенное повышение компенсации за съем жилья для молодых сотрудников и дополнительные меры, направленные на улучшение работы заводской медико-санитарной части (дополнительное оборудование, персонал, медицинские процедуры и т.д.), – говорит Александр Чеченев, подчеркивая, что с этими предложениями профорганизация планирует вскоре выйти на переговоры с представителями работодателя.

Алексей Воскресенский, генеральный директор Таганрогского завода «Прибой»

— Главное богатство нашего завода – это люди. Все остальное можно создать или купить, но без специалистов завод существовать не может. Коллектив у нас отличный. Безусловно, мы должны понимать, что задачи у нас достаточно сложные, поэтому мы должны омолаживать, увеличивать и развивать коллектив. Что мы и делаем. В целом, я считаю, что «Прибой» идет правильным курсом. И отказываться от него мы не намерены.

С полным материаломпубликации можно ознакомиться по ссылке: https://www.solidarnost.org/rossiya-proizvodstvennaya/priboy-glaza-i-ushi-rossiyskogo-flota/

Автор материала Александр Кляшторин
Оформление материала Александр Кляшторин
В материале использованы фото и видеосъемка Александра Кляшторина
Видеомонтаж Василина Куклина, Даниил Кузьмичев

Центральная профсоюзная газета «Солидарность», при поддержке Института развития интернета РФ

www.solidarnost.org