Депутаты Госдумы 19 января в очередной раз поспорили о том, стоит ли возвращать индексацию пенсий работающим пенсионерам, а главное — чего и сколько это стоит. Пока что Минфин может выдохнуть: сразу пять законопроектов о разморозке индексации были отклонены силами “Единой России”. Тем не менее и в самой партии уже не впервые признают минусы текущего положения для экономики. Но все их перевешивает бессмертное “денег нет”.
“МЫ ТОРМОЗИМ”
Государственная дума 19 января отклонила сразу пять законопроектов о возврате индексации пенсий работающим пенсионерам. Авторами выступили депутаты от фракций КПРФ, ЛДПР, один независимый депутат, а также законодательные собрания Хакасии и Ненецкого автономного округа. Вдаваться в подробности инициатив теперь уже поздно, но все они весьма несущественно отличаются друг от друга. Однако думается, изучения достойна дискуссия, состоявшаяся на пленарном заседании Госдумы. Ведь партии парламентского большинства нужно было чем-то оправдать непопулярное решение оставить индексацию пенсий работающим пенсионерам замороженной. Но сначала слово авторам инициатив.
— [Введение заморозки индексации] объяснялось тогда экономическими трудностями, но это постоянно действующая норма, — указал глава комитета по труду Ярослав Нилов (ЛДПР). — Я обращаю внимание, что наши граждане ушлые. И те, кто понимает, что они могут трудоустроиться, они в декабре увольняются, пенсию им индексируют, а в январе-феврале они опять трудоустраиваются и начинают работать, получать пенсию с учетом индексации. То есть используют такую законную, но трудоемкую для них, непонятно зачем сделанную руками государства, схему.
Вряд ли “ушлые” граждане обидятся на это слово, поскольку в данном случае оно означает не проныру, а человека, который по праву может гордиться своей смекалкой. (Потому что другое право у него отобрали.) Автор другого законопроекта, независимый депутат Оксана Дмитриева, в свою очередь, может гордиться как минимум профессорским званием в области экономики. Но начала с богословия:
— Сегодня уже говорили о христианских заповедях в связи с Крещением, так вот трижды в Библии повторяется: “Да воздастся каждому по делам его”. Замораживание индексации пенсий работающих пенсионеров — это полное нарушение христианских заповедей, не по-христиански, не по справедливости. И экономически неэффективно, экономически безграмотно, — бросила Дмитриева камень в огород апологетов “заморозки”.
На момент этого нововведения в 2016 году, напомнила депутат, средняя пенсия составляла 12 тысяч рублей. Сейчас у неработающих пенсионеров она выросла на 72%, а у работающих всего на 26%. И эта разница постоянно увеличивается. Например, в октябре 2021 года в деньгах она составляла 3 тысячи рублей, а затем увеличилась до 5 с половиной тысяч, подсчитала Оксана Дмитриева. При этом количество самих работающих пенсионеров за прошедшие восемь лет упало на 7 млн человек.
— Оборонные предприятия работают в три смены, а некоторые — круглосуточно, — обратила внимание депутат. — И при этом мы теряем вот этих [опытных] людей из-за неправильного, совершенно безумного предложения о замораживании индексации пенсий работающим пенсионерам.
Представители заксобраний Хакасии и НАО не стали тратить региональные бюджеты на бессмысленные командировки в Москву, поэтому два законопроекта обошлись без докладов. Зато коммунист Олег Смолин и так бывает в Думе каждый день, так что не выступить с законопроектом от КПРФ он просто не мог. Аргументы Смолин разбил на четыре группы: социальная, экономическая, нравственная и “политико-юридическая”. Впрочем, везде, так или иначе, речь идет о деньгах:
— Мы искусственно тормозим рост доходов наших граждан. Потери неработающего пенсионера с 2016 по 2021 год составили 76 тысяч рублей. А вот работающий пенсионер потерял примерно 240 тысяч рублей. Ну как это вообще оценивать по отношению к людям? — взывал к совести коллег коммунист. — Повторю, мы не можем обеспечить нормальное развитие нашей экономики без изменения этой позиции, — пытался достучаться он и до разума. — Возобновление индексации пенсий работающим, помимо экономики, имело бы колоссальные политические последствия и было бы мощным фактором расширения политической базы действующей власти. Поэтому коллеги из правящей партии, я думаю, должны быть заинтересованы в этом значительно больше, чем коллеги от фракций оппозиционных.
НЕ ВРЕМЯ, ТОВАРИЩИ…
“Коллеги из правящей партии” бросили отдуваться за всех члена комитета Госдумы по труду Светлану Бессараб. Комитет ожидаемо рекомендовал отклонить все пять законопроектов (большинство в комитете, как и во всей Думе, у “Единой России”). Но “не потому, что не понимает их значимость”.
— Я бы сама добавила еще аргументов к тем, что уже были перечислены с этой трибуны, за [разморозку], — призналась Бессараб. — Ну, может быть, не в полном объеме и не так широко, как предлагается в отдельных законопроектах. Потому что повлечет это необходимость дополнительных ассигнований из бюджета РФ в бюджет Социального фонда, начиная примерно от 600 млрд рублей с последующим увеличением по каждому году индексации, и где-то вот свыше 2,2 трлн рублей единовременно с последующим, конечно, увеличением.
При этом, как справедливо отметила Светлана Бессараб (этого просто нельзя не признать), экономические трудности, которые стали формальной причиной заморозки индексации, на данный момент не назвать преодоленными. Наоборот, только новых добавилось. Между тем депутат согласна с предыдущими ораторами в том, что одна из трудностей — это как раз сокращение числа работающих пенсионеров, “особенно для сельской местности”.
— Хочу напомнить о поручении президента, которое в 2020 году (после общения Владимира Путина с главой ФНПР Михаилом Шмаковым. — П.О.) получило правительство для расчета, сколько стоит повышение пенсий для работающих пенсионеров. И мы готовы бороться [вместе] с вами, помогать в этих вопросах. Но возникли определенные обстоятельства экономического характера, которые не позволили решить эту задачу. Как мы ее решим, когда ситуация усугубляется беспрецедентным санкционным давлением?
Выходит, что политические оппоненты, по сути, используют один и тот же аргумент в разных целях. Выстраиваются две цепочки: “санкции — мобилизация экономики — возврат пенсионеров на рабочие места с индексацией пенсий” и “санкции — не время тратиться на разморозку”. — Давайте не будем безответственными, — пояснила свою позицию Светлана Бессараб.
— Давайте дождемся решения Счетной палаты как минимум по тем запросам, которые сделал комитет по труду, и вместе их обсудим, примем взвешенное решение. Пока комитет предлагает отклонить все пять законопроектов.
“А”-СПРАВКА
“Ряд российских оборонных предприятий из-за возросшей нагрузки в связи со специальной военной операцией на Украине работают в трехсменном режиме. Загружены резервные мощности, задействованы все имеющиеся технические и человеческие ресурсы для обеспечения возросшей потребности в оборонной продукции. В целях стимулирования процесса возвращения опытных кадров на производство профсоюзы считают необходимым учитывать интересы работающих пенсионеров, принимая во внимание как текущую геополитическую обстановку, так и социально-экономическую ситуацию в стране. На основании изложенного Федерация независимых профсоюзов России предлагает вернуться к обсуждению вопроса индексации пенсий работающим пенсионерам”.
Из письма ФНПР премьер-министру Михаилу Мишустину, 9 января 2023 года.
Комментарий
Давид Кришталь, заместитель председателя ФНПР:
— С 2016 года отменили индексацию пенсий работающим пенсионерам. Мы, профсоюзы, тогда выступали против. Был ряд обращений от ФНПР, в том числе к президенту России. Мы говорили о том, что решение о неиндексации страховой пенсии работающим пенсионерам не только негативно отражается на их материальном положении, но и воспринимается как крайне несправедливое. В результате этой операции, которая произошла по инициативе Минфина, правительство сэкономило 87,9 млрд рублей, при этом недополучив в виде страховых взносов 511 млрд. Потому что за тот период в основном из-за этого решения прекратили трудовую деятельность больше 5 млн пенсионеров. И это только в течение одного 2017 года! (Мы писали президенту в апреле 2018-го.) Раньше об этом говорила только ФНПР, но сейчас и в Государственной думе стали говорить, что индексация пенсий необходима. Обратное несет урон не только пенсионерам, но и государственной казне.
Пенсионеры уходят в “тень”, 5 млн человек не могли просто так взять и уволиться. Работодателю выгодно не платить взносы, а пенсионеру выгодно получать индексированную пенсию и зарплату. Отменить индексацию было грандиозной ошибкой. Согласно расчетам депутата Оксаны Дмитриевой (министр труда в 1998 году. — П.О.), возврат индексации будет стоить бюджету 500 с лишним миллиардов рублей, но зато обратно он получит полтора триллиона. А нам отвечают — “денег нет”…
Из рубрики “Парламентская хроника”