В Таганроге до апреля 2011 г. на одной производственной площадке одновременно работало два предприятия — Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева и серийный авиазавод «Таганрогская авиация» («ТАВИА»). У каждого из них в годы Великой Отечественной войны была своя история.

К началу войны на вооружении советской морской авиации находился созданный в ОКБ Г.М. Бериева ближний морской разведчик МБР-2. Это была самая массовая летающая лодка на всех флотах. Во время войны самолет широко применялся в качестве ближнего разведчика, ночного и даже дневного бомбардировщика, противолодочного самолета. Летающие лодки использовались также для спасения экипажей сбитых самолетов, как артиллерийские корректировщики и транспортные самолеты.

Опытное конструкторское бюро в марте 1941 г. было переведено на завод № 288 в поселке Савелово под Москвой, где занимались внедрением в серийное производство нового корабельного разведчика КОР-2.

После начала Великой Отечественной войны ОКБ Г.М. Бериева эвакуируется сначала в Омск, а затем в Красноярск. Там ОКБ помогало в короткие сроки наладить производство самолетов Бе-4 (КОР-2) на новом месте (всего выпущено 44 машины).

Во время войны, откликаясь на требования фронта, в ОКБ создается несколько проектов боевых самолетов. Но все же приоритет отдавался перспективному проектированию морских самолетов, таких как разведчик открытого моря МДР-10. На основе этого проекта была разработана летающая лодка – дальний морской разведчик ЛЛ-143. Два экземпляра этой машины были заложены в тяжелейших условиях эвакуации на красноярском заводе № 477 в 1944 г. Готовая летающая лодка была перевезена в Таганрог, куда в феврале 1946 г. вернулось и само ОКБ. 6 сентября 1945 г. состоялся первый полет ЛЛ-143.

В это же время по решению правительства таганрогский серийный авиационный завод № 31 стал готовиться к производству истребителей ЛаГГ-3. 23 февраля 1941 г. в зимнее небо взлетел первый ЛаГГ-3 таганрогской сборки. К началу войны ежедневно с завода отправляли в строевые части до 6 истребителей.

С началом войны новые самолеты перегоняли в Ростов-на-Дону, где на ЛаГГ-3 один за другим перевооружали отведенные от фронта истребительные полки.

По мере приближения фронта к городу, завод из Таганрога был эвакуирован в Тбилиси. Всего же за 1941–1944 гг. завод № 31 в общей сложности построил 2550 истребителей ЛаГГ-3. В Тбилиси в годы войны также серийно строились истребители Ла-5, Ла-5ФН, Як-3.

30 августа 1943 г. Таганрог был освобожден и 2 сентября на заводе, получившем новый номер 86, начались восстановительные работы. Героическими усилиями тысяч авиастроителей завод был в основном восстановлен к 1950 г. Но еще в годы войны и разрухи в оставшихся цехах шли ремонтные работы, а многие заводчане в составе фронтовых авиаремонтных бригад ремонтировали боевые самолеты (У-2, Ил-2, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9).

Возрождали не только завод, но и помогали подниматься из руин городу. В том же 1944 г. на заводе ремонтировали трамвайные вагоны, восстановили прессовое хозяйство кирпичного завода, отремонтировали подшефную школу и ясли.

9 мая 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Страна, а вместе с ней и завод вступали в новую мирную жизнь.

Источник: первичная профсоюзная организация ТАНТК им. Г.М. Бериева